С. И. Артеменко

Научно-образовательные проекты как инструмент патриотического воспитания

Вопросы охраны окружающей среды, а также разработка концепций и программ приро- допользования и социально-экономического развития Камчатской области на базе тематических исследований и экологического зонирования территории были включены в перечень основных приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности в Камчатской области в соот- ветствии с рекомендациями Совета по образованию и науке при губернаторе Камчатской области еще в 2005 г. В течение последних лет различными организациями и учреждениями были созданы проекты и программы, включающие мероприятия по сохранению природных богатств Камчатки. Безусловно, все они имеют определенную ценность, и их реализация создает условия для улуч- шения экологической ситуации в регионе. Но, на наш взгляд, эффективность подобных проектов во многом зависит от того, насколько их идеи популяризируются и воспринимаются всеми слоями населения края. Причем, наибольшее значение следует придавать развитию молодежных инициатив и активной мотивации молодого поколения к участию в деятельности такого рода. Экологическая деятельность в целом имеет серьезный и разносторонний потенциал. Во- первых, способствует вовлечению молодёжи в социально-значимую деятельность и здоровый образ жизни; во-вторых, дает возможность развития научного творчества и совершенствования образова- ния; в-третьих, формирует патриотические настроения в молодежной среде через изучение и осо- знание уникальности камчатской природы и непосредственное участие в деле ее сохранения. С учетом всех возможностей экологической работы в 2005 г. в рамках программы «Ме- ждународные профильные научно-исследовательские лагеря и полевые школы-экспедиции на базе уникальных научных и природных объектов Камчатки» был разработан и апробирован пилотный проект международной полевой биологической школы-экспедиции «Биотерра». За ним последовал еще ряд проектов: профильный научно-исследовательский лагерь «ЭкоБиоСфера» (2006 г.), между- народная полевая эколого-биологическая школа-экспедиция «Ичинская» (2008 г.), полевая эколого- биологическая школа «Коль-стрим» (2009 г.). Проекты создавались в целях использования ООПТ как полигона для обучения студентов технологиям полевых исследований. Однако уже на ранних этапах их разработки научно-педаго- гические цели тесно переплетались с воспитательными. Авторы проекта беспокоились не только о бытовом обустройстве лагеря и проведении занятий и полевых работ. Гораздо большее значение, на наш взгляд, имеет то, каким участники школы-экспедиции видят окружающий их мир живой природы, как воспринимают изменения, происходящие в нем, способны ли ценить жизнь в любом ее проявлении, как реагируют на нерачительное отношение к природе и губительные для нее антро- погенные воздействия, как позиционируют себя и свою роль в определенных природных условиях. Данный педагогический подход обусловил формирование универсального воспитательного цикла, встроенного в экологическую деятельность. Цикл представлен в виде замкнутого поля, со- держащего компонентные ядра. Прежде всего, отправляясь в экспедицию, каждый участник должен осознать свое место в ней: себя как части коллектива, с одной стороны, и себя в биологическом единстве с окружающей средой. Это осознание трансформируется в центральное компонентное ядро «Я-до». За две недели «Я-до» претерпевает определенные изменения в процессе осуществления разносторонней деятельности. Участниками проектов были студенты и школьники разного возраста, от 12 до 20 лет, но это не мешало активному и плодотворному взаимодействию и командной работе, как в проведении исследований, так и в волонтерской помощи сотрудникам ООПТ. Фактически потенциал компо- нентного ядра «Я-до» для каждого отдельно взятого участника проекта бивалентен и направляется на компонентные ядра «И» – «изучаю особенности локального природного объекта» и «П» – «ока- зываю волонтерскую помощь». Через компонент «И» участник проекта подводится к осознанию следующего: «Я изучаю данный природный объект и в процессе изучения осознаю, с одной стороны, его уникальность, непохожесть на другие, а с другой – его хрупкость, когда необдуманные действия людей могут ли- шить данный объект его уникальности» (компонентные ядра «Ун» и «X»). Компонент «П» также двунаправлен: «Я помогаю сотрудникам ООПТ и в процессе помощи осознаю, с одной стороны, какие они люди, каков их человеческий потенциал, уровень их озабочен- ности состоянием окружающей среды данного локального объекта, а с другой – степень их усилий и, в целом, работы по сохранению уникального объекта» (компонентные ядра «Л» и «У»). Таким образом, формируется верхняя горизонталь: «Осознавая уникальность природного объекта и уровень озабоченности людей его состоянием, я начинаю гордиться уникальностью род- ного края и людьми, которые желают сохранить его богатства, а также тем, что я к этому причастен» (компонентное ядро «Г»). Компонентные ядра нижней горизонтали дополняются центральным «О»: «Осознавая хруп- кость природы и степень усилий, направленных на ее сохранение, я чувствую собственную ответ- ственность, в меньших и больших масштабах, за ее состояние в будущем». Чувства гордости и ответственности становятся катализаторами личностных трансформа- ций и превращения «Я-до» в «Я-после», а именно позитивного психологического развития, лич- ностного роста, изменений в поведении и привычках, изменений во взглядах на ценность окру- жающего мира и свою «нужность» этому миру, который следует беречь как свой родной дом. Мой край – мой дом, а как известно с древних времен, domus propria domus optima. Таким образом, становится очевидным, что включение в подобные научно-образовательные проекты помогает не только развивать экологическую культуру и удовлетворять на экологически грамотном уровне интерес молодежи к природным ресурсам края, новым современным техноло- гиям устройства объектов туристического и рекреационного значения, но и формировать новые ценностные ориентиры, воспитывать достойных граждан страны, готовых внести свой вклад в ее развитие и процветание.

Артеменко С. И. Научно-образовательные проекты как инструмент патриотического воспитания // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 13-14.