Наречение и хиротония архимандрита Диомида (Дзюбана) во еспископа Анадырского и Чукотского

Архимандрит Диомид (Сергей Иванович Дзюбан). В 1992-2000г. Был настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Елизово, впоследствии, вновь построенного там, Свято-Троицкого храма. С 9 авг. 2000г. Наречен епископом Анадырским и Чукотским

Постановлением Патриарха и Священного Синода от 19 июля 2000 года игумену Диомиду (Дзюбану), клирику Магаданской епархии, определено быть епископом Анадырским и Чукотским.
9 августа 2000 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве было совершено наречение архимандрита Диомида (Дзюбана) во епископа Анадырского и Чукотского.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Бронницкий Тихон, епископы Илиан (Востряков), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Петропавловский и Камчатский Игнатий, Видновский Тихон. При наречении во епископа архимандрит Диомид произнес речь:

"Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Преосвященные архипастыри! Промысл Божий, глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, привел меня ныне пред лицо Вашего Святейшества и всего Освященного Собора, дабы во исполнение вашего определения, через молитву и хиротонию я воспринял благодать архиерейства и стал епископом Православной Церкви.
Сейчас, когда я предстою перед вами в этом величественном соборе, под священными сводами которого многими чудесами светло красуется Смоленская икона Божией Матери, где воздух овеян благоуханием святыни и самые стены хранят память исторических событий, я не могу скрыть того внутреннего волнения, того страха и трепета, которые обуревают смиренную мою душу от сознания своего недостоинства и от понимания того, каких высоких качеств требует Христова Церковь от епископа. Вспоминаю слова пастырских посланий святого Апостола Павла, определяющих нравственный идеал епископа и характер его служения: ...епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1, 7-8).
В дни своей юности, стремясь оградить себя от душепагубных волн бушующего соблазнами и страстями житейского моря, я прибег под сень Святой Живоначальной Троицы, к Преподобному авве Сергию. С полной отдачей самого себя я нес скромное послушание и вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было священном сане.
Чувствуя свое недостоинство, я страшился на пресвитерскую возъити степень. Но Господь Своим Промыслом и благословением Вашего Святейшества в 1991 году избрал меня на миссионерское служение в Магаданской и Камчатской епархиях. За истекшие 9 лет я изведал трудности и невзгоды миссионерского служения.
Сам более нуждаясь в духовной помощи, нежели будучи способен помогать другим, я благодарю Господа, Который покрывал немощи мои Своими милостями не ради меня и дел моих, а ради прославления Его Всесвятого имени и просвещения народа Божия.
Люди, живущие на крайних просторах Дальнего Востока, как и во времена святителя Иннокентия (Вениаминова), просты в общении и открыты для проповеди Евангелия Царства Божия. Они легко усваивают начатки добра и с радостью внимают словам духовного просвещения. Широкое поле здесь открывается каждому миссионеру. Но мало научить, мало просветить - необходимо жить с ними и своим личным примером прославлять благословенное имя Пресвятой Троицы. С грустью приходится говорить, что жатвы много, а делателей мало. Остро чувствуется недостаток храмов, богослужения часто приходится совершать в общественных помещениях.
Паки и паки сознавая свою немощь, я преклоняю выю перед неисповедимыми судьбами Промысла Божия с утешительной надеждой, что Господь, благоволивший призвать меня к этому служению не по делом моим, но по единой Своей милости, укрепит мои скудные силы благодатью, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет. Особенно дорого для меня то, что моя архиерейская хиротония совершится в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, что является для меня свидетельством того, что Одигитрия Пречистая будет Покровом и Заступницей Усердной на трудном пути моего архиерейского служения.
В молитве всегда буду прибегать к помощи Преподобного Сергия Радонежского, чью милость я ощущал на себе во все времена несения своего послушания. Верю, что не лишит он меня своего предстательства и в предлежащем мне служении.

Сердечно благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне высокое доверие и высокую честь в избрании меня епископом Русской Православной Церкви. Сыновне припадаю к Вам, Ваше Святейшество, и к вам, святители Божий, предстоящие пред Господом Богом в молитвах за меня, недостойного, и прошу благословить меня. Да приидет через возложение ваших рук на мою главу благодать Святого Духа и уврачует мои немощи. Помолитесь, чтобы Господь помог мне достойно подражать в добрых подвигах всем прежде меня бывшим просветителям Камчатки и Чукотки. Помолитесь и за вверяемую мне паству, да просветит ее Господь словом Истины, да откроет ей Евангелие правды, соединит ее Святой Своей Церкви и сопричтет ее к избранному Своему стаду, а мне да подаст благодатные силы право править слово Истины. Аминь".

10 августа 2000 года, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Диоми-да во епископа Анадырского и Чукотского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Бронницкий Тихон, епископы Илиан (Востряков), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Петропавловский и Камчатский Игнатий, Вид-новский Тихон. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, произнес Слово:

"Преосвященный епископ Диомид, возлюбленный о Господе собрат и сослужителъ наш! Избранный и утвержденный Священным Синодом епископом далекого Чукотского края и ныне наитием Всесвятого и Всеосвящающего Духа через таинственное возложение святительских рук удостоившийся архиерейской благодати, прими по чину церковному и по традиции слово назидания в правило и руководство предстоящего тебе архипастырского делания. Каким должен быть архипастырь, скажу не от себя, а словами святителя Иннокентия (Вениамино-ва), выдающегося иерарха прошлого века, даровитого богослова, оставившего богатое письменное наследие, широко известного в научном мире этнографа, который вошел в историю Русской Церкви прежде всего как провозвестник веры Христовой на северо-восточной окраине нашей Родины. Апостольским трудам он посвятил лучшие годы своей жизни. Огонь, горевший в его сердце, зажег свет живой евангельской истины для многих поколений людей. Его жизнь - свидетельство явления Божией благодати в человеке.
"Не бойтесь и не страшитесь идти за Господом Иисусом Христом, -говорил этот ревностный подвижник нашей Церкви, - Он сильный Помощник. Поспешайте и не медлите, пока еще не затворены для вас двери Царства Небесного, и Отец ваш Небесный еще далеко встретит Хиротония архимандрита Диомида вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первой одеждой и введет в чертог Свой".
Святителю Иннокентию по примеру святого Апостола Павла дарована была великая благодать быть "служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовествование Божие" (Рим. 15, 16). Подвиги светлой архипастырской жизни святителя Иннокентия были тесно связаны с глубиной и силой его веры, со смиренным сознанием, что "от Господа", - как он часто любил повторять, - "стопы человеку исправляются" (Пс. 36, 23). За это святитель Иннокентий был почитаем при жизни и впоследствии причтен к лику угодников Божиих и, верим, будет твоим молитвенником и небесным предстателем в твоем архипастырском служении.
Этого примера из жизни и деятельности твоего великого предшественника достаточно, чтобы тебе, возлюбленный собрат, возыметь желание и решимость следовать ему в меру твоих сил и талантов, которые дал тебе Бог. Недолго продолжалось твое служение Церкви Христовой как приходского пастыря. Девять лет назад ты, как истинный монах, со смирением и покорностью воле Божией принял призыв Матери-Церкви, призвавшей тебя из обители Преподобного Сергия Радонежского для возрождения веры Христовой и проповеди Святого Евангелия на просторах Дальнего Востока. Глубоко веря в Промысл Божий, ты безропотно нес свое послушание, не оставляя свою паству без попечения и напоминания о главной цели нашего существования на земле.
По истечении срока своей миссионерской командировки и завершении строительства храма в Близове ты надеялся вернуться в свою скромную иноческую келью в Троице-Сергиевой Лавре, но в Москве тебя ожидало известие о новом ответственном назначении. Сознание святости служения Церкви, твердая вера и готовность на все труды и лишения во имя дела Христова определили твое беспрекословное, смиренное, исполненное церковного послушания согласие на крестный путь епископского делания в далеком и суровом крае.
В слове при наречении ты, сознавая свои духовные немощи, высказал перед нами смущение и даже страх перед высотой и ответственностью предстоящего тебе служения, но да не смущается сердце твое. Ты имеешь уже достаточный монашеский и пастырский опыт, мы знаем о плодах твоих миссионерских трудов, а теперь ты получил особую Божественную благодать, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет".
Храни переданное нам святыми Апостолами учение веры и соблюдай церковные установления и правила с целью устроения человеческих душ в жилище Богу. Апостол Павел говорит, что епископу подобает держаться "истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1, 9). Проповедуй слово "не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине" (1 Фее. 2, 13), "ибо слово Божие живо и действенно" (Евр. 4, 12), "богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек" (2 Тим. 3, 16-17).
Сохраняй вручаемые твоему окорм-лению клир и паству в преданности святой православной вере, в любви к своему Отечеству. Потеряв веру, мы потеряем и Родину. В дни бедствий вера отеческая всегда служила нашим предкам утешением и опорой в их действиях на общую пользу, в защите от физических и духовных поработителей, побуждением к преодолению препятствий на пути долга и чести, к добросовестному и бескорыстному труду. Истинный христианин - непременно верный сын Отечества, патриот не только "из страха наказания, но и по совести" (Рим. 13, 5). Церковь терпима, ибо "любовь... все переносит" (1 Кор. 13, 7), но она никогда не примирится с безразличием и равнодушием своих чад к отеческой вере, истории, богатейшей культуре, родному русскому языку, который свя-зует воедино все народы нашего Отечества.
Иди, "паси Божие стадо" (1 Пет. 5, 2), не устрашайся предстоящими тебе трудностями, помни, что "не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3, 34).
Нелишним считаю напомнить тебе, что через несколько дней начнется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который пройдет в рамках празднования великого юбилея 2000-летия Рождества Христова. Вместе с твоими собратьями епископами ты будешь участвовать в обсуждении насущных проблем современности, в принятии решений, которые, верим, послужат славе Божией, благу Святой Церкви, пользе Отечества нашего.
Ты стал епископом в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери. Путеводителъница Пречистая да управит путь твой к утверждению благодатного царства мира Христова на земле. Свое назидание завершу словами святителя 'Иннокентия, обращенными им некогда к своему викарному епископу Петру (Екатериновскому):
"Да поможет тебе Господь, да дарует тебе Всесильный крепость и силы к прохождению твоего нема- лотрудного служения и да умудряет Он тебя во всех намерениях, начинаниях и делах твоих! Знамением сего да будет тебе жезл сей, взирая на верх коего, украшенный символом мудрости, деятельно помни слова, сказанные посылаемым некогда на служение, которому отчасти подо-бится и предстоящее тебе: "будите убо мудри яко змия, и цели яко голубые" (Мф. 10, 16).
Прими этот архипастырский жезл и от данной тебе новой благодати призови благословение Господне на всех, молитвой своей принявших участие в твоей хиротонии и ожидающих твоего первого святительского благословения."

Архимандрит Диомид (в миру - Сергей Иванович Дзюбан) родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка (ныне город Стаханов) Луганской области в семье рабочего. В 1978 году окончил среднюю школу. С 1978 по 1983 год учился в Харьковском институте радиоэлектроники. После окончания института был направлен на работу в Харьковское конст-рукторско-технологическое бюро в качестве инженера-конструктора, где трудился до поступления в Московскую Духовную семинарию. В 1986 году был зачислен сразу во 2-й класс МДС. 3 июля 1987 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1987 года рукоположен во иеродиакона. В 1989 году окончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию. 1 сентября 1991 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в Большом соборе Донского монастыря рукоположен во иеромонаха. С 1991 года находился в командировке в Магаданской епархии. В 1993 году окончил Московскую Духовную академию. С 1992 по 2000 год был настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, а впоследствии и вновь построенного Свято-Троицкого храма в поселке Елизово на Чукотке. 28 августа 1993 года, в праздник Успения Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в Успенском соборе Московского Кремля был возведен в сан игумена. 21 июля 2000 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в Казанском соборе на Красной площади в Москве был возведен в сан архимандрита.