Камчатская краевая научная библиотека имени С.П.КрашенинниковаКамчатский региональный центр Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
Сегодня: 23 января 2018 года найти главная контакты карта сайта поиск по генеральному каталогу English version
Читателям Я читаю "Круг чтения". Самое интересное

"Круг чтения". Самое интересное

2015-2016. Читаем. Рекомендуем

Обсуждая на своих заседаниях прочитанные книги, мы вспоминаем (это, наверное, свойственно всем профессионалам и книгочеям) и другие, близкие по теме, автору, либо по каким-то другим (порой совершенно удивительным) признакам.

Собственно, эта подборка и «иллюстрирует» все вышесказанное.

Ева Островская

  • СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения

    Захар Прилепин. Обитель

    «Тут власть не советская, а Соловецкая»  
    поговорка
      

    Конечно, все мы, члены клуба, прочли эту книгу. Мнения о ней были разные (зачастую противоположные), как, впрочем, у многих читателей и критиков.

    В качестве аннотации приведу слова критика Лизы Бергер: "«Дело происходит на Соловках в конце двадцатых годов и охватывает гораздо больше, чем один год лагерной жизни – по сути, здесь, в этом еще не окончательном аду, для Прилепина выстраивается вся Россия: «священники, крестьяне, конокрады, проститутки, Митя Щелкачев, донские казаки, яицкие казаки, терские казаки, Кучерава, муллы, рыбаки, Граков, карманники, нэпманы, мастеровые, Френкель, домушники, взломщики, Ксива, раввины, поморы, дворяне, актеры, поэт Афанасьев, художник Браз, скупщики краденого, купцы, фабриканты, Жабра, анархисты, баптисты, контрабандисты, канцеляристы, Моисей Соломонович, содержатели притонов, осколки царской фамилии, пастухи, огородники, возчики, конники, пекари, проштрафившиеся чекисты, чеченцы, чудь, Шафербеков, Виоляр и его грузинская княжна, доктор Али, медсестры, музыканты, грузчики, трудники, кустари, ксендзы, беспризорники, все»."

    Олег Волков. Погружение во тьму

    «В середине тридцатых годов, во время генеральных репетиций кровавых мистерий тридцать седьмого, я успел пройти через круги двух следствий и последующих отсидок в Соловецком лагере». Олег Волков

    Русский писатель Олег Волков родился в 1900 году в Петербурге в дворянской семье. Учился в знаменитом Тенишевском училище вместе с В. Набоковым. В общей сложности провел в советских тюрьмах, лагерях и ссылках 28 лет. Его главный автобиографический труд «Погружение во тьму», написанный в начале 60-х и не напечатанный А. Твардовским в журнале «Новый мир», был впервые опубликован в Париже (1987), а затем в СССР (1989). Прожил долгую жизнь и умер в 1996 году в Москве.

    Борис Ширяев. Неугасимая лампада

    «Подвиг торжествует над страхом. Вечная жизнь духа побеждает временную плоть.

    Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ.

    Так было на Голгофе иерусалимской. Так было на Голгофе соловецкой, на острове – храме Преображения, вместившем Голгофу и Фавор, сливших их воедино». Борис Ширяев

    Русский писатель Борис Ширяев родился в 1887 году в Москве в семье помещика. В 1922 году его приговорили к смертной казни, которая была заменена на 10 лет ссылки на Соловки. Там наряду с каторжными работами он участвовал в лагерном театре, публиковался в журнале «Соловецкие острова». Самое известное его произведение «Неугасимая лампада», описывающее его пребывание на Соловках, посвящено памяти художника М. Нестерова, сказавшего Ширяеву в день получения приговора: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Начал писать книгу в середине 20-х годов, а закончил в эмиграции на о. Капри в 1950 году. Похоронен в Италии.

  • Современное искусство. Как научиться понимать его

    Сара Торнтон. Семь дней в искусстве

    «Противопоставление «искусства» и «неискусства» - не вполне верная формулировка. На мой взгляд, нужно говорить о смелой и интересной работе, с одной стороны, и бессодержательной, безвкусной подделке, созданной с целью привлечения внимания, - с другой. Или об оригинальной картине и банальной иллюстрации. Все это произведения искусства, но не все они хороши, хотя зрительское восприятие может быть очень личным. Мы задаемся вопросами: интересно ли это? хочется ли смотреть на произведение снова и снова? привлекает ли оно тем сильнее, чем больше о нем думаешь?» Сара Торнтон

    Современное искусство – это и массовое развлечение, и дорогой товар, и работа, а для некоторых еще и что-то вроде альтернативной религии. Проницательное и хорошо документированное повествование известной британской журналистки и социолога Сары Торнтон открывает нам закулисье мира искусств – от художественной школы до аукциона, показывает, как устроен этот мир и создает эффект живого присутствия в нем.

    Вопросы «Кто такой художник», «Какое произведение считать великим», «Как научиться понимать искусство» и многие другие раскрывает нам автор книги.

    Вышеназванная книга относится к разряду нон-фикшн. А следующие произведения – романы, где присутствует (выделено мною) тема современного искусства.

    Сирил Хустведт. Что я любил


    «- Значит, достаточно назвать что-либо искусством, и это тут же станет искусством, да? Что угодно, даже я?
    - Именно, причем очень прогрессивным и нонконформистским». Сирил Хустведт

    Сирил Хустведт – одна из самых заметных фигур в современной американской литературе: романистка, поэтесса, влиятельный эссеист и литературовед, а кроме того – она много лет жена и муза другого известного писателя Пола Остера. Книга написана от лица нью-йоркского профессора-искусствоведа Лео Герцберга, который вспоминает свою жизнь и многолетнюю дружбу с художником Биллом Векслером. Любовные увлечения, браки и разводы, подрастающие дети и трагические события, полностью меняющие привычный ход жизни, - энергичное действие в романе Хустведт гармонично уживаются с проникновенной лирикой и глубокими рассуждениями об искусстве, психологии и об извечном конфликте отцов и детей.

    Майкл Каннингем. Начинается ночь

    «Да, это всего лишь объекты, развешанные и расставленные вдоль стен. На продажу. По-своему довольно красивые: картины и скульптуры, обернутые коричневой бумагой, обвязанные бечевкой и залитые сверху парафином – скрытая отсылка к Христу в погребальных пеленах, - созданная милым и незадачливым молодым человеком по имени Бок Винсент». Майкл Каннингем

    Майкл Каннингем – один из талантливейших прозаиков современной Америки.

    Главный герой романа – Питер Харрис, владелец художественной галереи, отчаявшийся найти настоящую красоту в современном искусстве, где господствует китч. Его привычная жизнь с постоянными проблемами (работа, непростые отношения с дочерью, «кризис среднего возраста») неожиданно взрывается с приездом Миззи, младшего брата его жены. Сорокалетний Питер ослеплен красотой юного шурина. Он становится для него любимым произведением искусства, в нем он находит идеальное воплощение совершенства и свободы, которой лишен сам.

  • Профессия – манекенщица

    Тайны парижских манекенщиц: Пралин. Парижская манекенщица; Фредди. За кулисами парижской Высокой моды

    Предисловие к этой книге написал Александр Васильев: «Блистательные мемуары знаменитых парижских манекенщиц середины XX века Пралин и Фредди станут гидом, настольной книгой для тех, кто мечтал о подобной карьере, но не сделал ее; для тех, кто мыслил себя красавицей, но не был оценен по заслугам; для тех, кто мечтал жить в Париже, но не сумел; и для всех, кто любит моду!»

    Вера Лендорф. Верушка: Моя жизнь

    Из дневника
    «Я хочу быть молодой. Красивой. А кто этого не хочет? У красивой женщины совсем другая жизнь. Это может показаться смешным. Но я хочу еще раз сознательно пережить свою юность – как прежде, но без страхов. Все это, разумеется, должно происходить радостно и легко. Пока я могу смеяться над собой, все хорошо». (1 декабря 1974 г.)

    Это история иконы стиля. Верушка – немецкая супермодель номер один. В беседах с Йорном Якобом Ровером она впервые рассказывает о своей жизни. Графиня Вера фон Лендорф, родившаяся в 1939 году, вспоминает о раннем детстве, проведенном в замке Штайнорт в Восточной Пруссии, об отце, графе Генрихе фон Лендорфе, казненном в 1944 году за участие в Сопротивлении, о невероятной, гламурной жизни в Нью-Йорке и Париже 60-70-х годах XX века. Книга создана на основе сотен записей из личного архива, частично публикуемых впервые.

    Грейс Коддингтон. Grace. Автобиография

    «Грейс – гениальна. Никто не чувствует направление развития моды лучше нее… Я была на седьмом небе, когда она присоединилась к нашей команде». Анна Винтур, главный редактор журнала Vogue

    Грейс Коддингтон называют самым влиятельным в мире фэшн-редактором и абсолютно лучшим стилистом. В автобиографии Грейс откровенно и остроумно рассказывает о своей жизни, более полувека неразрывно связанной с модой. Она знакомит читателя с всемирно известными дизайнерами, фотографами, стилистами и моделями, звездами музыки и кино, делает его свидетелем уникальных событий, которыми так богата ее яркая карьера.

    Следующая подборка книг появились с «легкой руки» члена клуба и веб-мастера библиотеки Марины Марковой, благодаря которой моя страница и существует.

    На одном из заседаний она обронила фразу: «Второй год проходит под знаком птиц». Имелись в виду трилогия Д. Рубиной «Русская канарейка» и роман Д. Тартт «Щегол». Сразу вспомнились и другие книги, где в названиях было бы слово «птица» или даже название вида (А. Рыбаков «Бронзовая птица» или Ф. Флэгг «Рождество и красный кардинал»). Но, оказалось, что такая подборка есть на LiveLib. Тем не менее, мы этот список смогли дополнить.

  • Из жизни птиц и… людей

    Дафна дю Морье. Птицы

    «Он прошел в сад и сразу же увидел птиц. Чайки, должно быть, улетели к морю, как прежде; там во время прилива они могли вволю покормиться и покачаться на волнах, готовясь к новой атаке. Но птицы, живущие на суше, никуда не улетали. Они сидели и ждали. Повсюду – и на изгородях, на земле, на деревьях, в поле – Нат видел бесчисленных, неподвижно сидящих птиц». Дафна дю Морье

    Этот рассказ английской писательницы Дафны дю Морье впервые был опубликован в 1952 году.История проста и ужасна одновременно. На людей начали нападать птицы. Причина агрессии непонятна и защититься практически невозможно. Люди, пытавшиеся спастись в укрепленных домах, понимают, что долго им не продержаться…

    В 1963 году рассказ был экранизирован великим режиссером А. Хичкоком.

    Пол Гэллико. Белая гусыня

    В 1941 году американский писатель Пол Гэлико написал свою самую прославленную книгу «Белая гусыня» - историю о любви и о войне, покорившую мир. Восхищенный Э. Хемингуэй сказал автору: «Хотел бы я написать этот рассказ», а Джоан Роулинг призналась в одном из интервью: «Среди любимых писателей моего детства Пол Гэллико – первый».

    Юхан Несбе. Красношейка

    «Я тоже писал сочинения про прогулки в лесу. Только с моих прогулок никто живым не возвращался». Юхан Несбе, из интервью

    Юхан Несбе–один из самых известных норвежских писателей. Он пишет детективы о высоком, угрюмом, вечно поддатом полицейском из Осло Харри Холе, который может нравиться, может вызывать раздражение, но именно он и «держит» каждый роман автора. Кстати, пару лет назад для журналистов были организованы экскурсии по местам Харри Холе – Опера, Полицейское управление, места, где торгуют наркотиками, и бар, где Холе выпивает.

  • Елена Костюкович. Не только переводчик

    Елена Костюкович. Цвингер

    Елена Костюкович – известный российский филолог, переводчик итальянской классической прозы и поэзии, хотя массовому читателю известна, в первую очередь, как переводчик книг Умберто Эко. Она давно живет и работает в Италии: преподает русскую культуру, историю и теорию перевода и ведет мастер-класс по художественному переводу в Миланском университете. В интеллектуальном триллере «Цвингер» она реконструирует по архивам собственную семейную историю.

    Собираясь на Франкфуртскую книжную ярмарку, главный герой Виктор Зиман, сотрудник европейского издательства, получает предложение выкупить документы, связанные с прошлым его деда, отыскавшего в мае 1945 года пропавшие сокровища Дрезденской картинной галереи. И Виктора утягивает в водоворот сразу трех интриг: криминальной, нравственной и психологической.

    «Роман «Цвингер» интригует: в нем и детективная история, и нетривиальная любовная линия, и ожившее прошлое, которое не заканчивается в пределах одного поколения. Елена Костюкович несколько лет назад издала лучшую из известных книг о еде «Еда. Итальянское счастье». А теперь роман». Людмила Улицкая

    Елена Костюкович. Еда - итальянское счастье

    «…язык кулинарии ориентирован на историю… итальянский кулинарный код полон достоинства и эрудирован. В этой шкале ценностей наверху – все старинное, состоявшееся, напитанное ароматом времени, всеми любимое». Елена Костюкович .

    Вместе с автором мы пускаемся в увлекательное путешествие по Италии с севера до юга. Узнаем историю и особенности кухни разных регионов, местные специалитеты (например, сало из Колоннаты, которое заготавливается в мраморных ваннах). Книга снабжена глоссарием. В конце каждой главы есть список спецблюд, спецпродуктов и спецнапитков данной местности. Предисловие к книге написал сам Умберто Эко: «Познать итальянскую еду во всем ее многообразии – значит открыть для себя глубочайшие различия и вкусов и диалектов. Узнать, до чего меняются от места к месту психология, дух, чувство юмора, отношение к боли и смерти».

    Вот только один из интересных фактов, который упоминаются в книге.

    Важную роль в формировании итальянской кухни сыграли паломники. По Италии с VIII по XII век пролегала дорога на Святую землю. С XIII века Италия стала для всех мировых христиан уже не просто страной, лежащей на пути в Иерусалим, а самодостаточной, главной и основной целью религиозного паломничества. Руководили паломническими потоками, конечно, монастыри. В обителях ученые монастырские повара в высоких белых колпаках (этот головной убор затворников потом стал атрибутом одежды поваров во всех ресторанах, во всех странах) осваивали элементы варварской кухни, изучали старинные книги и составляли сборники рецептов, попутно готовя разнообразную пищу для пилигримов.

    Книга увидела свет в 2007 году в издательстве «ЭКСМО». А В 2014 году уже в издательстве ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство) появилось новое издание – переработанное идополненное, с изумительными фотографиями и вообще очень эстетское.

    Но вернемся опять к роману «Цвингер».

    Среди персонажей книги масса таких, у которых были прототипы в реальной жизни. Родной дед Елены Костюкович, человек, нашедший картины, Леонид Волынский - превратился в дедушку Жалусского, а его лучший друг писатель и диссидент Виктор Некрасов – в писателя и диссидента Плетнева.

    Леонид Волынский. Семь дней. Зеленое дерево жизни

    До войны Леонид Волынский работал художником в Киевском театре оперы и балета.В апреле 1945 года в чине лейтенанта оказался в Дрездене. С группой из пяти солдат он разыскал место захоронения картин Дрезденской картинной галереи и организовал их спасение и эвакуацию.Свой рассказ об увиденном и пережитом Волынский описал в повести «Семь дней» (1958).

    После войны вернулся в Киев, писал, опубликовал ряд книг, из которых наибольшей популярностью пользовались адресованные юным читателям книги об искусстве, в частности, «Зеленое дерево жизни» (об импрессионистах).

    Не могу не добавить, что эта книга, именно зеленого цвета с художником на обложке (!) - одна из любимых книг детства, которая отчасти и сформировала мой интерес к искусству. До прочтения романа «Цвингер» я и не подозревала, что автор имеет отношение к Елене Костюкович, которая спустя многие годы подарила мне знакомство (а правильнее сказать потрясение) от книги Умберто Эко «Имя розы».

  • «Веселье сердечное, сладкое житьё»

    Раздел «Веселье сердечное, сладкое житьё» целиком и полностью написан нашей коллегой, историком по образованию Натальей Дивниной.

    Книга, которая ее вдохновила – дневники Бориса Шергина, русского писателя, фольклориста и художника. Борис Шергин родился в 1896 году в Архангельске. Его отец – потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству», а мать – коренная архангелогородка, познакомила с народной поэзией русского Севера. После окончания Строгановского художественно-промышленного училища, Шергин работал художником-реставратором, собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники. После переезда в 1922 году в Москву, он работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре русского Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной аудиторией. Умер в Москве в 1973 году.

    Про себя я назвала эту подборку «О пряниках и не только», потому что эти книги отчасти действительно объединены вкусной пряничной темой.

    Борис Шергин. Праведное солнце. Дневники разных лет. 1939-1968

    Борис Шергин, Степан Писахов. Сказы и сказки

    Татьяна Маврина. Пряники пекутся, коту в лапы не даются

    Эта книга – как град Китеж, вознесенный над морем. Прекрасные терема и палаты, дивные церкви, и то самое северное море – далеко, у горизонта ли видимого, или у горизонта детства.

    А над Китежем высокое небо и воздух весны. А в домах Китежа – прекрасная живая старина, премудрые книги, драгоценные уборы, жемчуга и яхонты… Слова золотые, дела праведные, а на душе «веселье сердечное» - любимое выражение автора, Бориса Шергина.

    Он жил в Москве, в двух подвальных комнатках с дымящей печкой. Война, голод, почти нищета. Инвалид с юности – нога и ступня другой ампутированы, глаза почти не видят (к старости писатель ослеп). Церковь, единственная, которую еще не закрыли – до нее идти и ехать ой, как долго. Но все это внешнее, а в душе и в творчестве – торжествует и поет «веселье сердечное». И стоит Церковь, без которой нет жизни.

    Он был удивительным человеком: сказителем, писателем, художником, поэтом – не только тем, что сочинял стихи, но и тем, кто творил прекрасную поэзию своей жизни. Он был христианином – настоящим. Дивная книга, праведная жизнь.

    Вспоминая о детстве в Архангельске, «старинном родимом городе», Шергин описывает удивительные пряники, которые пекли на Рождество.

    Другой архангельский писатель, сказочник-скоморох Степан Писахов, рассказал, как в деревне Уйме те пряники сами пекутся, сами за едоками бегут, в сладкие кучи складываются, беспрерывно прибавляются - простым людям на радость, начальству не по нутру. Чудные весёлые небылицы, «Сладко житьё» и «Пряники».

    «Пряники пекутся, коту в лапы не даются»! Захотел кот старинного пряничка, того, «что еще его дед едал», да не тут-то было! Пряничная страна заманила, самого в пряник превратила. Да еще и с котятками! Тут уж не весело становится, страшновато – или это всего лишь сказка на потеху? Сказка или нет, знает только Татьяна Маврина, автор и художник, волшебница и выдумщица.

    Вот такие архангельские пряники!

    А житьё сладкое, веселье сердечное – вовсе не от пряников, понятно же.

ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ! Ева Островская

  

Самое интересное. Архив

 

 

 в этом разделе:

Мы ВКонтакте Ищите нас на facebook



Анонс мероприятий

  • Январь 2018 г.

    Афиша мероприятий Университета «третьего возраста»

  • 11 января

    Кинолекторий «Ночное кино»

  • 12 января - 12 февраля

    Выставка декоративно-прикладного творчества

  • 12-28 января

    Художественная выставка Марины Филатовой

  • 17 января

    Киноклуб «Третий возраст»

  • 21 января

    Концерт «Мы с тобой казаки!»

  • 25 января

    Исторический квест «Волжская твердыня»

  • 25 января

    Беседа о творчестве Александра Бека

  • 25 января

    Краеведческий кинозал

  • 26 января

    «Серебряные струны Владимира Высоцкого»

  • 26 января

    Интерактивный концерт для людей с ограниченными возможностями здоровья

  • 27 января

    Вечер памяти жертв Холокоста









© Камчатская краевая библиотека 1999-2017 год
Центр ЛИБНЕТ © WEB-мастер Яндекс.Метрика