Камчатская краевая научная библиотека имени С.П.КрашенинниковаКамчатский региональный центр Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
Сегодня: 20 ноября 2017 года найти главная контакты карта сайта поиск по генеральному каталогу English version


Виртуальная справочная служба
Поиск по генеральному каталогу
Издает Камчатская краевая


Календарь знаменательных дат и событий на 2017 год

Литературная карта Камчатки

Университет ''третьего'' возраста

Книга с доставкой на дом для людей с ограниченными возможностями здоровья


Мы ВКонтакте Ищите нас на facebook

Библиотекарям Библиотекарь нового поколения "И швец, и жнец, и на дуде игрец..."

И швец, и жнец, и на дуде игрец: (профессиональные качества современного, инновационного специалиста библиотечного дела)

Творчество библиотечных специалистов побуждается стремлением усовершенствовать существующую деятельность, устранить противоречия между реальным и желаемым состоянием библиотечно-библиографической практики.

Общие способности представляют собой внутренние условия личности (трудолюбие, настойчивость, большая работоспособность, развитые память, мышление и внимание и т. д.), необходимые для решения любых жизненных задач и позволяющие овладевать широким кругом разнообразных видов деятельности. Однако любая деятельность предъявляет свои требования к качествам личности, определяющие её профессиональную пригодность и успешность выполнения. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют профессиональными способностями личности.

Способности не даны человеку от рождения. Они формируются на основе задатков в процессе развития человека через осуществление деятельности. Уровень одарённости у всех различен. Для достижения определённого уровня способностей каждому требуется приложить различные усилия; настойчивость и трудолюбие при слабых задатках помогают развиваться способностям.

Творческая деятельность характеризуется многовариантностью результата при единых исходных условиях. Библиотечно-библиографическую деятельность нельзя назвать чисто творческой по своей природе. Однако большинство библиотечных процессов предполагают наличие творческой активности у субъекта библиотечно-библиографической деятельности: процессы библиотечного обслуживания, библиотечно-библиографического обучения, организации библиотечного пространства, библиографическая эвристика, составительская работа, маркетинговая деятельность, библиотеки и т. д. Внутри каждого процесса возможны как репродуктивные (технологизированные), так и творческие операции.

Принципиально новые виды деятельности (виртуальное СБО, электронное библиографирование, проектная деятельность, администрирование библиотечного сайта и т. д.) требуют от исполнителей не только практического освоения путём "проб и ошибок", но и теоретического осмысления на основе обобщения опыта, видения возникающих проблем и перспектив развития новых библиотечных технологий.

Библиотечно-библиографическая деятельность интегрирует различные виды деятельности, поэтому в структуре творческих способностей библиотечных специалистов находят место интеллектуальные, научные, аналитические, педагогические, театральные, художественные, литературные и иные виды способностей.

Так, для библиографирования и предметизации важны интеллектуально-логические способности: способности анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления и процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать систематизировать и классифицировать. Для библиографического поиска актуальны интеллектуально-эвристические способности: способность генерировать идеи, фантазировать, воображать; умение использовать аналогии, ассоциации, видеть противоречия и проблемы; применять знания и умения в новые ситуации; отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления; независимость суждений, критичность мышления, способность к оценочным суждениям, самоанализу и рефлексии; сообразительность, оперативность памяти.

Для специалистов в сфере библиотечного маркетинга чрезвычайно важны коммуникативные способности: способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности; способность организовывать творческую деятельность; способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии; избегать конфликтов в процессе творческой деятельности, либо успешно их разрешать.

Творческие способности активнее формируются в процессе профессионализации, поэтому именно молодые библиотечные специалисты наиболее активны в формировании инновационных идей и реализации инновационного процесса. Молодёжи присуща социальная и профессиональная мобильность (быстрое освоение новых технологий, техники), ориентированность на новые, интересные результаты. У них отсутствует большинство стереотипов, присущих работникам со стажем, а в силу возрастных особенностей присутствует ярко выраженное стремление к новаторству, исследовательский интерес. Творческие стремления молодого специалиста основываются на желании реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, применить новые способы и виды деятельности, а иногда и на стремлении к риску, проверке предела своих возможностей.

Печатается в сокращении.
(Матвеева И. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Библиотечное творчество как основа инновационной деятельности
// Библиотечное дело. - 2008. - № 22. - С. 12-13


 

 


 в этом разделе:





Анонс мероприятий

    -->
  • 20 ноября

    Конкурс талантов «Минута славы»
    14.00, Актовый зал

  • 21 ноября

    Перезентация книги В. Нечаева
    18.00, Малый зал

  • Ноябрь

    Университет "третьего" возраста приглашает

  • Октябрь - декабрь

    Английский язык для студентов Университета «третьего возраста»









© Камчатская краевая библиотека 1999-2017 год
Центр ЛИБНЕТ © WEB-мастер Яндекс.Метрика